Дизельные генераторные установки


Дизельные генераторные установки

ДГУ (дизельная генераторная установка) представляет собой подвижный или стационарный агрегат, который конструктивно объединяет в себе собственно генератор и двигатель, работающий на дизельном топливе. В состав конструкции также входят и иные устройства: топливный бак, приборы системы контроля и управления, рама (платформа), на которой монтируются узлы дизель-генератора.

 

Промышленные дизельные генераторные установки классифицируются по разным критериям:

  • По эксплуатационным характеристикам:
    • выходной мощности;
    • рабочей частоте (50, 60, 400 Гц) и виду вырабатываемого тока (постоянный, переменный одно и трехфазный).
  • По типу системы охлаждения:
    • с воздушным охлаждением;
    • с жидкостным охлаждением (как правило, у устройств промышленного назначения большой мощности).
  • По назначению:
    • бытовые (портативные, с воздушным охлаждением);
    • промышленные (с жидкостным охлаждением).
  • По конструкции;
    • открытого типа (предназначены для монтажа в специально оборудованных помещениях);
    • исполненные в шумозащитных и всепогодных корпусах (для установки на открытых участках или в помещениях, где необходимо соблюдать требования по уровню шумов);
    • мобильные (предназначенные для монтажа на шасси транспортных средств).
  • По типу генератора переменного тока:
    • с асинхронным генератором;
    • с синхронным генератором.

 

Асинхронный генератор отличается от синхронного тем, что генерирует переменный ток с частотами, которые могут значительно отличаться от стандартных, применяемых в быту и промышленности. В этом случае в состав устройства входит выпрямитель (инвертор), с помощью которого вырабатываемый переменный ток преобразуется в соответствии со стандартными параметрами.

 

Дизельный двигатель в ДГУ предназначен для приведения в движение асинхронных или синхронных электрогенераторов. Их соединение с двигателем осуществляется посредством демпферной муфты или фланца. В зависимости от способа соединения, ДГУ производятся с одним или двумя опорными подшипниками.

 

Как правило, маломощные ДГУ используются для выработки однофазного или трехфазного переменного тока напряжением 220 или 380 В. Мобильные и переносные установки с инвертором могут оснащаться выходом постоянного тока с напряжением 12–14 вольт, что позволяет их использовать для зарядки аккумуляторных батарей.

 

КПД трехфазных установок всегда более высокий, чем у однофазных, это достигается за счет использования в них более эффективных генераторов переменного тока.

 

Наиболее мощные промышленные дизель-генераторные установки служат для выработки трехфазного тока. Высоковольтные — с напряжением свыше 1 кВ, низковольтные — не более 1 кВ.

 

Дизельные генераторные установки широко применяются в самых разных отраслях промышленности. Их используют не только в качестве основных источников питания, но и как резервные (аварийные). ДГУ нашли применение в системах электропитания тепловозов, подводных лодок, карьерных самосвалов. Они широко используются для энергообеспечения небольших населенных пунктов и вахтовых посёлков, промышленных предприятий, комплексов связи, объектов транспортной инфраструктуры.

 

При эксплуатации дизель-генераторных агрегатов следует учитывать, что асинхронные модели плохо переносят длительные перегрузки, поэтому их необходимо дополнительно оснащать системами «стартового усиления».